Джумла
Автор  Дмитрий Данилов нояб 18, 2011

Совет да народ

soviet

Взятие на вооружение Дмитрием Медведевым модели "советского народа"  -  полный провал национальной политики РФ. Это значит, что "многонациональный российский народ"  закончится так же, как и "советский" - историческим коллапсом.

 

«Вот в нашей стране создавалась так называемая единая общность - советский народ. Над этой моделью кто-то подтрунивал, а кто-то говорил о ней с воодушевлением. Но, тем не менее, эта модель работала. Мы все дружили, общались - и это абсолютно правильная установка, и она не имеет какой-то идеологической окрашенности сейчас», - отметил Медведев.

 

«К сожалению, в силу известных причин эта модель потерпела крах, и это самое печальное, что можно себе представить, потому что в мире есть примеры абсолютно блестящего воплощения в жизнь идеи о создании единого народа при сохранении национально-культурной идентичности», - сказал президент России.

 

По мнению Медведева, «не нужно стесняться возвращать те идеи, которые будут носить объединительный характер».

 

Сейчас эксперты ломают голову - к чему Медведев, известный своим стойким отвращением ко всему советскому, вдруг воспылал любовью к одной из его базовых идеологических надстроек? Между тем, президент РФ уже не первый раз с симпатией отзывается о советском опыте нациестроительства. Так, находясь в сентябре в Ярославле на Международном политическом форуме, Медведев дал интервью телеканалу Euronews, в котором, в частности, заявил следующее:

 

«В советские времена - напомню - использовался даже такой термин: «единая общность - советский народ». Во многом эти построения оказались теоретическими. Но это не значит, что мы должны уходить от этой проблемы и от этой идеи. Мы действительно должны создать общество внутренней гармонии, где люди толерантны друг к другу и в то же время люди уважительно относятся к традициям, составляющим сердцевину того или иного этноса».

 

Любопытно: тогда президент РФ заметил, что хотя большинство европейских политиков говорят о кризисе мультикультурализма, у России к этому вопросу «более сложное отношение». А ранее, на заседании Президиума Госсовета в Уфе в феврале 2011 года, Медведев высказался еще резче, прямо назвав идею ряда европейских политиков о крахе политики мультикультурализма «неприемлемой для России». При этом Медведев сделал очень важную оговорку, назвав неверным тезис, что «все культуры должны развиваться в русле традиций ведущего этноса» и призвав всячески стимулировать развитие толерантности в РФ.

 

Все это говорит о том, что в сознании главы государства такие понятия, как «толерантность», «мультикультурализм» и «советский народ» являются носителями по сути одних и тех же ценностей. Но президент РФ, увы, совершенно не знает ни истории России, ни истории идейно близкого ему Запада. Иначе бы он понимал, что вся западная политика межнациональной толерантности и мультикультурализма возникла лишь как вынужденная реакция на повальную ре-колонизацию стран развитого Запада выходцами из его бывших колоний. Ни о каком цивилизационном опыте мультикультурализма ранее конца 60-х-начала 70-х годов в США и Западной Европе говорить нельзя: несмотря на всю «демократию», это были довольно жесткие режимы в отношении собственной национальной политики.

 

И совершенно непонятно, где именно президент РФ нашел в мире примеры «абсолютно блестящего воплощения» в жизнь идеи мультикультурализма? Во всем мире эта идея терпит свое полное фиаско. Где «блестящее воплощение» и «межнациональный мир» во Франции с ее бунтом арабских предместий и тотальной исламизацией? Или в Англии с ее лондонскими погромами? В Скандинавии, где в ответ на насилие орд мусульманских мигрантов этим летом заявил о себе стрелок по имени Брейвик? Или может быть, в США с их «плавильным тиглем», в котором почему-то неевропейские народы упорно не «плавятся» и все больше завоевывают жизненного пространства у белого населения?

 

Может быть, Дмитрий Медведев пытается увидеть в «советском народе» правильный, «исторически сложившийся» мультикультурализм? Но опять промах – несмотря на чисто внешние мультикультурные формы «новой исторической общности» в СССР, она формировалась именно в отрицаемом Медведевым «русле традиций ведущего этноса» - то есть, русского народа. Да, русский народ не был представлен не только в нынешней Конституции РФ, но и в советских Конституциях 1977 и 1936 годов. Однако все это еще со сталинских времен не мешало руководству страны строить «историческую общность» на основе цивилизационных норм именно русского народа. При Сталине русский народ позиционировался в политике госстроительства как «первый среди равных», как «старший брат», как ведущий народ СССР. Да и в более поздние времена с их интернационализмом никто не забывал, кто является народом-стержнем советского общества. Именно поэтому так ценилась запись «русский» в пятой графе советского паспорта, а вторые секретари в обкомах национальных республик всегда были русскими.

 

Но самый интересный подвох, что кроется в «новой исторической общности – советском народе» и которого в упор не видят нынешние кремлежители, заключается в том, что ее провозглашение произошло в конце 70-х годов XX столетия, когда внутренняя логика развития СССР во многом была уже обречена на распад единой страны. Тогда уже наметились первые линии будущих грандиозных межнациональных разломов (межнациональные противоречия в СССР тщательно скрывались, но были всегда).

 

Наш язык вообще так устроен, что ему не требуется закреплять свое самосознание в репрезентативных лексических конструкциях тогда, когда этому самосознанию не угрожает прямая опасность. Только когда что-то ломается, это требует юридического «закрепления» на уровне языка, так как иными способами это самосознание уже не удерживается. Поэтому конституционное закрепление статуса русского народа в СССР во многом было не востребовано именно по той причине, что быть и чувствовать себя русским в советском обществе было почетно и не зазорно. Точно так же и в XIX веке знаменитая формула графа Уварова «Самодержавие. Православие. Народность» была лишь попыткой обозначить последний фронтир стремительно распадающегося народного русского самосознания: после нее прошло всего 30 лет и либерально-революционное разночинство начало разносить Российскую Империю в клочья.

 

Поэтому флэш-бэк правосознания российского руководства в реальности означает лишь признание полного провала национальной политики РФ за весь постсоветский период. Постоянное акцентирование «многонационального российского народа», являющейся лишь калькой с «советского народа», привело ровно к тому же, что и оригинал - к историческому коллапсу. Провозглашенный «межнациональный мир» можно наблюдать на наших улицах в режиме реального времени, а новой гражданской идентичности так и не возникло – при одновременном нивелировании в государстве всего, что связано с русским народом и русским самосознанием. В этой ситуации возвращение от одной коллапсирующей модели к более ранней, но тоже закончившейся коллапсом, напоминает попытку сохранить во что бы то ни стало прежние «правила игры» при нынешнем глобальном финансово-экономическом кризисе, что на практике становится лишь отсрочкой неотвратимой расплаты – причем, гораздо более жесткой по своим последствиям чем ее «первый виток». Тем более, что из более ранней исторической модели «советского народа» берется только то, что можно легко «вписать» в политические стандарты глобального мира, а «русское» из него же априори признается ненужным.

 

Возможно, нынешняя апелляция президента РФ к «советскому народу» - всего лишь далеко идущий предвыборный ход, нацеленный не только на работу с «советским электоратом» в думской кампании, но и готовящий почву для возвращения Владимира Путина в президентское кресло. Вот только одна проблема: люди в России смертельно устали от любых «новых исторических общностей» и все больше хотят оставаться в той идентичности, которая наиболее устойчива перед вызовами современности - этнической. Поэтому махание флагом «советского народа» может пригодиться только в том случае, если успеть вскочить с ним на последний исторический поезд. А вот это в отношении Путина и Ко как раз и вызывает большие сомнения.

Оставить комментарий

 

Рейтинг@Mail.ru
Top