Джумла
Автор  Илья Хаськович нояб 06, 2013

Церковная реформа имени иерея Грозовского

 

Если вас, как большинство людей в России, не беспокоит личная судьба иерея Глеба Грозовского, то для вас самым удивительным в этой истории будут не обвинения в педофилии ( у католиков и не такое еще бывало) и не то, что обвиняемый был советником футбольного клуба «Зенит-Газпром» по духовно-нравственным вопросам (хотя и звучит это как крутой горячечный бюрократический бред), а то, что в глубине души эта история никого не удивляет. Однако тот факт, что большинство потребителей новостей сразу поверило в реальность происходящего и автоматом сочло, что такое вполне  могло быть и даже, скорее всего было, говорит о том, что лавочку под названием РПЦ МП пора закрывать.

Она становится не нужна уже никому. В результате неоднократных экспериментов над ней нескольких последних лет из нее не вышло ни церкви, ни «духовной скрепы», ни носителя официальной идеологии правящего режима. Для первой роли она оказалась слишком деловой, для второй — слишком бездарной и не изобретательной, для третьей ее ресурс уже использовали. В принципе, зная нехитрые приемы российского руководства предсказать подобный поворот событий было несложно, что автор этих строк и сделал еще в начале 2012 года на пике внешнего могущества РПЦ МП.

«Пока руководство РПЦ МП, наслаждается наступившей совершенной церковно-государственной симфонией, решив что пришло время получать награду за свои верноподданнические труды, им даже в голову может не прийти, что их просто откармливают на убой дабы жертва была более тучной. Путин просто в лучших своих традиция собирает гроздья гнева народного на их голову, чтобы когда будет нужно расплатится этими головами по своим долгам. То есть, проще говоря, слить руководство РПЦ МП при первом же шухере, предварительно дав ему возможность максимально настроить публику против себя», предположил я тогда. Теперь, похоже, этот прогноз начинает сбываться....

В общем, видимо, действительно пришло время закрыть эту контору, не нужную уже никому, кроме ее топ-менеджеров. Но «закрыть лавочку» вовсе не означает - навесить амбарные замки на все православные храмы в России или даже на некоторые из них. Речь идет лишь об упразднении организации, которая превратилась в существующий лишь для себя и во имя себя орден.

Объясните, зачем русскому православию в нынешних условиях вообще нужна центральная административная структура? Почему оно не может быть сообществом хозяйственно и административно независимых приходов, организованных внутри себя так как это кажется наиболее разумным их прихожанам? Приходы могли бы быть самостоятельными юридическими лицами, в собственности которых находились бы как сами храмы со всем имуществом, так и земля, на которой эти храмы построены.

Организованы эти самостоятельные юр. лица могли бы быть, еще раз повторю, как угодно. Если прихожанам захочется организовать ЗАО «Протоиерей», в котором 100% акций будет принадлежать настоятелю храма — пожалуйста, в конце концов в современной России не так уж и много людей готовых нести какую-то дополнительную общественную нагрузку, кроме семьи и работы. Если же прихожане захотят организовать ООО «Община», где вся собственность принадлежит самим прихожанам, а священник является лишь наемным работником, тоже — сколько угодно. «Пусть цветут сотни цветов».

Таким же образом могло бы быть организовано и обустройство монастырей, которые, кстати сказать, могли бы, если считают нужным и вести экономическую деятельность не противоречащую древним уставам. В этом отношении автор этих строк вполне «иосифлянин».

Епископов и епархии, конечно, никто не отменяет, но у них не должно административной власти над приходами, только каноническая. То есть максимум, что может сделать со священником епископ это запретить его в служении и то временно, до окончательного решения собора епархии. И если прихожане готовы отстаивать своего попа и ходить к запрещенному в служении иерею — их воля, епископ и собор свой долг перед Богом выполнили.

Жить епископы должны были бы в этой ситуации на пожертвования приходов, размер и обязательность которых (ведь их может и не быть) определялась бы на общем соборе епархии. С «Мерседесами», у епископов, конечно, могут в таком случае появиться некоторые сложности, но это уже будут их проблемы, в конце концов в древние времена епископы и работать не брезговали.

Что же касается общероссийских проблем, буде такие будут, то их конечно должен был бы решать большой поместный собор из епископов, священников и мирян. Нужен ли в такой структуре какой-то старший епископ — митрополит или патриарх, честно говоря, вопрос - дискуссионный и совершенно, на мой взгляд, не принципиальный.

Могут сказать, что при таком положении дел начнутся массовые скандалы и бардак. Да, скорее всего, все это так и будет. Но, во-первых, конфликты говорят о том, что тут есть жизнь, что тем, кто участвует в жизни Церкви не все равно и это, в любом случае, лучше мертвящей благопристойности, а кроме того, сила подобного устройства как раз и состоит в том, что каждый отдельный скандал не будет бросать тень на все церковное сообщество сразу, как это происходит сейчас. Поэтому любимые разговоры нынешнего топ-менеджмента РПЦ МП о том, что та или иная акция это «провокация против всего русского православия» будут звучать абсурдно, так как просто не будет единого субъекта против которого можно что-то предпринять.

Несомненно, в таком случае решится и проблема бесконечных войн за каноническую территорию. Если РПЦ МП не будет, а вместо нее появиться конфедерация епархий, то от кого отделяться той же УПЦ МП? Может ей тогда тоже будет проще стать такой же конфедерацией? Не говоря уже о том, что тогда возникнут новые возможности для уврачевания древних расколов, как 17 года, так и XVII века. Поскольку, в конечном итоге, каждая епархия сможет сама соборно решать с кем и в каком общении она находится.

Давайте задумаемся может и пришло время огромной административной конструкции функционирующей с 1943 года под названием РПЦ МП, но под другими названиями и в разных видах существующей уже 300 лет и сделавшей за это время немало не просто полезного, а иногда и великого, пожертвовать собой, чтобы дать жизнь новой русской православной общности, основанной уже на радикально иных принципах самоорганизации.

Оставить комментарий

 

Рейтинг@Mail.ru
Top