Джумла
Автор  Константин Сокол июнь 30, 2014

Парламентская республика мертва: необходим новый народный парламент

Народ в массе не только умен, но и значительно эффективнее народных избранников. Так зачем же мы делегируем свои права? Нам необходимо трансформировать систему государственного устройства, на новую, в которой право решать каким государству быть останется у народа! Такой системой может стать Народная Рада – новый тип парламентаризма, в котором Народные Делегаты были бы действительными представителями общества, механизм работы которого исключал бы коррупционную составляющую в принятии решений, а бизнес-лобби работало бы в условиях соизмеримости с интересами народа.

Парламентская республика мертва. Такая форма государственного устройства не эффективна для Украины. Парламентской республикой является такой уклад, в котором народ делегирует свои права представителям – народным депутатам - на определенный срок, в нашем случае на пять лет. Эти делегированные народом права дают возможность депутатам вести законотворческую деятельность, определяя основные правила жизнедеятельности общества, уклад жизни, правила формирования тех или иных институтов, бюджет и так далее. Установление абсолютно всех правил, в соответствии с которыми мы живем и действуем, доверены представителям.

Идея парламентской республики была актуальна на определенном этапе развития общества. Этот институт был эффективен в период самодержавия, поскольку государь был недоступен для огромного количества людей, требующих быть услышанными. При монархии парламентарии представляли интересы определенных слоев населения и являлись достаточно эффективными переговорщиками.

Парламентская республика – это эффективный институт для переговоров народа с монархом. Но после того, как монархия исчерпала себя, парламентская республика существует по инерции. А сегодня этот тип государственного устройства является тормозом развития демократии. Поскольку народ по-прежнему делегирует свое право говорить с властью и более того, право определять, как жить.

Мы должны изменить государственный лад не только в силу неактуальности, но и в силу того, что объективно мы не в силах избрать адекватных представителей – народных депутатов. Трудно дать характеристику каждому из избранных нами депутатов. Еще более сложно спрогнозировать, как тот или иной человек будет вести себя на протяжении последующих пяти лет во власти. Не станут ли для него - а скорее всего, станут - собственные интересы, интересы партии, чаще даже интересы руководителей партии, поскольку он от них зависит, выше интересов избирателей. В мажоритарной системе, депутат больше зависит от избирателей. Но и это не спасает, поскольку система парламентской республики себя изжила.

Украинцы не должны отдавать свое право решать, как им жить.

Мы все, стоявшие на Майдане люди, не будучи политиками в классическом понимании, добились выполнения важнейших требований. Все тезисы, которые общество выражало на Майдане, были логичными, взвешенными, понятными, отвечали интересам и воспринимались позитивно всем украинским обществом, всеми украинцами на Майдане не стоявшими. Мы говорили: «Нет коррупции! Нет преступной власти!». И эти требования были выполнены. Дело было доведено до конца. Майдан порождал умные, правильные решения.

Это говорит о том, что народ в массе не только умен, но и значительно эффективнее народных избранников. Так зачем же мы делегируем свои права? Нам необходимо трансформировать систему государственного устройства, на новую, в которой право решать каким государству быть останется у народа!

Такой системой может стать Народная Рада – новый тип парламентаризма, в котором Народные Делегаты были бы действительными представителями общества, механизм работы которого исключал бы коррупционную составляющую в принятии решений, а бизнес-лобби работало бы в условиях соизмеримости с интересами народа.

Создание Народной Рады возможно при усилении органов местного самоуправления. Депутаты местных советов должны избираться путем случайного выбора (лотерея или автоматизированный выбор из базы данных) из числа желающих принимать участие в развитии территориальной общины людей, соответствующих определенным критериям. Избираться они должны сроком на один год. Депутаты Народной рады должны не избираться, а быть делегированы для работы в парламенте местными общинами, местными органами власти. При этом они должны быть делегированы с определенными задачами, установленными на сессиях местной Рады. В этой системе каждая община, депутаты местных Рад должны пристально следить за работой своего делегата и обладать правом отзыва из Народной Рады, как только они примет решение, идущее в разрез с интересами общины, или будет избегать выполнения обязанностей делегата: посещение сессий, голосование и так далее. Эта система требует высокой степени развития гражданского общества. Но не к этому ли мы стремимся?

Если сегодня, используя все достижения Майдана, мы сможем изменить принципы деятельности основного института власти – Парламента – это можно будет назвать настоящей победой. В противном случае мы каждые пять лет будем менять одних коррупционеров на других.

http://dialogs.org.ua/ru/periodic/page33760.html

Комментарий ведущего обозревателя "РЯ" Александра Елисеева.

Правоконсервативные критики демократии утверждают, что она возможна только на малых пространствах, тогда как на общенациональном уровне «воля народа» перехватывается партийно-парламентскими посредниками. В известном плане, это утверждение совершенно верно. Людям удобнее самоорганизоваться в условиях небольшой территориальной общины (и здесь чрезвычайно интересен опыт украинских громад). Именно такая община (самоуправляемая волость) и должна быть базисом, опорой государственно-политической системы. И парламент должен формироваться именно делегатами общин. Вот тогда-то и будет устранена вся эта шумная компания партийных посредников. Безусловно, наряду с территориальными общинами должны развиваться и общины производственные – коллективные, народные предприятия. И вот тогда уже речь будет идти о реальной, прямой демократии, возможной лишь при условии общинной, политической и экономической самоорганизации народа.

Оставить комментарий

 

Рейтинг@Mail.ru
Top